Оставьте свой номер и мы с вами свяжемся!
Или Вы можете позвонить нам сами:
+7 902 934 71 72

Демистификация дистанционного зондирования

Публикуется перевод статьи Аравинда, советника, публициста и эксперта в TerraWatch Space

https://www.terrawatch.space/

Демистификация дистанционного зондирования: многомиллиардный рынок* космических технологий
*при определенных условиях

Контекст

Я уже некоторое время пишу о дистанционном мониторинге Земли (ДЗЗ) — этой в значительной степени неправильно понятой и недооцененной части космической индустрии. И те, кто в отрасли, и те, кто находится за пределами «космического пузыря», не уделяют этому рынку особого внимания (хотя ситуация немного меняется, и в последнее время в ДЗЗ-стартапы вкладывается много денег). Некоторые в космическом сообществе обычно рассматривают ДЗЗ как еще один сегмент спутникового рынка, который будет запущен с помощью примерно 200 пусковых установок/ракет, находящихся в разработке, в то время как другие думают о ДЗЗ как о снимках, сделанных из космоса, которые (в основном) выглядят красиво и могут быть использованы для «решения проблем в различных отраслях на Земле». С другой стороны, экспертное сообщество (дистанционное зондирование, геоинформационные технологии, искусственный интеллект) рассматривает ДЗЗ как невероятный источник научных данных от различных типов датчиков в космосе, который является ключом к решению ряда глобальных проблем современности. Наконец, есть некоторые, кто считает, что работа по наблюдению за Землей сделана, как только спутники запущены и они начинают получать данные. Недавно я даже слышал, как один космический эксперт* сказал: «ДЗЗ — это насыщенный, перенасыщенный рынок, где практически все просчитано. Вскоре после запуска компании, занимающиеся космической съемкой, обычно начинают получать миллионы долларов регулярного дохода за счет данных, которые они получают».

Многое из этого верно, за исключением последней части — если только спутники не запускаются для использования в оборонном секторе или с другим якорным заказчиком.

Нет, компании ДЗЗ не получают волшебным образом миллионы долларов дохода сразу после запуска своих спутников (я работал с некоторыми громкими именами в ДЗЗ, и я думаю, они согласятся). Нет, ДЗЗ — это не только красивые картинки, распечатки которых можно заказать в Интернете и повесить на стену. Нет, ДЗЗ не является насыщенным рынком (на самом деле, я не думаю, что рынок вообще просчитан в коммерческом смысле).

Да, ДЗЗ существует уже несколько десятилетий — начиная с программы Landsat в США в 1970-х годах, программы «Коперник» в Европе в 2000-х и других институциональных программ ДЗЗ по всему миру — и большая часть данных дистанционного зондирования широко использует научное сообщество во всем мире. Тем не менее, я считаю, что коммерческая эра ДЗЗ только начинается (то, что я называю моментом iPhone для данных из космоса), и у нас есть много вопросов, на которые нужно ответить. Некоторые из них мне запомнились:

Является ли ДЗЗ частью космической отрасли, геопространственного сектора или более широкого мира программного обеспечения? Где мы проводим линию?

Являются ли данные ДЗЗ еще одним источником данных, доступным в стеке технологий, для создания программного обеспечения? Итак, каковы же типы данных ДЗЗ?

Как различные отрасли подходят к интеграции данных ДЗЗ в свой бизнес, чтобы сделать с многомиллиардным рынком ДЗЗ*?

В этом посте я делаю скромную попытку ответить на эти вопросы.

Дистанционное зондирование Земли из космоса: операционный стек

По сути, я делю рынок ДЗЗ на 3 основных уровня в его операционном стеке: получение данных, распространение и аналитика.
Получение данных

Уровень, который имеет все, что связано с космической отраслью — проектирование полезной нагрузки (с помощью экспертов по дистанционному зондированию), создание спутников (все чаще группировок), их запуск и обеспечение их работы. Был значительный бум (или пузырь?!) в формировании компаний ДЗЗ на этом уровне данных, настолько, что даже как консультанту мне трудно их отслеживать (поэтому я решил создать свой собственный Цикл хайпа ДЗЗ). Интересно отметить, что некоторые из компаний здесь все больше становятся вертикально интегрированными: на фронте распространения данных Maxar попробовала платформу GBDX, Airbus экспериментирует с Up42 и OneAtlas, а на фронте аналитики Blacksky & Spire (на грани выхода на биржу через SPAC) предлагают аналитические продукты, а не только данные. Я предполагаю, что этот эксперимент вертикальной интеграции продолжится с новыми и будущими игроками в области данных, но через несколько лет я (бесстыдно) предсказываю, что игра будет вестись на уровне аналитики (конкурировать за ценность, а не за инфраструктуру).

Ниже вы можете увидеть неполную карту компаний ДЗЗ по типам датчиков — я старался быть исчерпывающим, но, пожалуйста, дайте мне знать, если я пропустил компанию здесь.
Распространение данных

В отличие от спутников связи, которые могут начать приносить миллионы долларов дохода сразу после запуска*, ДЗЗ требует значительных усилий для извлечения коммерческой ценности из данных, собранных спутниками. Все начинается с уровня распространения, состоящего из:

- инфраструктуры для хранения и обработки данных, получаемых спутниками. Очевидно, что между крупными игроками здесь и компаниями ДЗЗ — Maxar и AWS, Planet и Google — существуют эксклюзивные партнерские отношения. Поскольку облако всегда будет играть ключевую роль в хранении и обработке данных ДЗЗ, я вижу, что этот уровень становится дойной коровой для Google, AWS и Azure по всему миру, пока обработка не переместится на периферию — обработку данных на орбите (мы только начинаем!).

- компонент Platform/Marketplace для объединения различных типов данных ДЗЗ (Booking.com для ДЗЗ?) и предоставления вычислительной среды (XCode/Eclipse IDE для ДЗЗ?). Интересное сочетание компаний, работающих над упрощением доступа к спутниковым данным и работы с ними. Я ожидаю, что геопространственное сообщество и сообщество дистанционного зондирования будут поддерживать этот уровень в рамках моделей оплаты по мере использования, но я ожидаю, что большая часть ценности ДЗЗ будет реализована через уровень аналитики.

Аналитика

Это уровень, где реализуется большая часть ценности данных ДЗЗ (вероятно, не применимо к оборонному сектору, но обычно я не включаю их в свой анализ, хотя они являются крупнейшим пользователем ДЗЗ). В целом я вижу этот уровень, состоящим из 3-х компонентов:

- Аналитика как таковая, которая включает в себя ряд компаний, преобразующих спутниковые изображения в информацию, в основном использующих науку о дистанционном зондировании и возможности ИИ для извлечения аналитики из данных ДЗЗ (автомобилей, деревьев, зданий и т. д.), потенциально полезных в любой отрасли или области в зависимости от потребности/проблемы, т.е. «сначала вширь», а не «сначала в глубину». Учитывая масштабируемость, связанную с этой моделью, вполне вероятно, что компании на этом уровне будут генерировать регулярные доходы в краткосрочной перспективе за счет оплаты за модели использования/подписки, пока конечные пользователи не решат создать внутренние команды для выполнения этих задач по мере необходимости (или) не решат приобрести продукты непосредственно у компаний, входящих в Инсайты (Insights) или Прикладные применения (Application), как описано ниже.

Уровень Инсайты (Insights), который включает в себя компании, которые решили пойти «в глубину», пытаясь решить проблему (или несколько) в рамках определенной вертикали. Используя данные ДЗЗ в качестве основного источника данных, компании на этом уровне пытаются «использовать данные ДЗЗ для решения проблем». Поскольку ни применимость данных ДЗЗ к различным отраслям, ни масштабируемость решения не были полностью выяснены, большая часть доходов, как правило, основана на проектах*. По сути, это означает, что подавляющее большинство компаний на этом уровне начинают действовать как консультанты, работающие над проектами в рамках определенной вертикали, в отличие от создания масштабируемых решений с высоким годовым регулярным доходом (ARR) — причудливым KPI, используемым венчурными капиталистами и инвесторами. Однако по мере того, как данные ДЗЗ начинают становиться мейнстримом, я надеюсь, что компании на этом уровне разработают масштабируемый продукт, который можно будет продавать как программное решение, по сути превратив их в SaaS-подобные компании. Я предсказываю (опять-таки бесстыдно), что некоторые из этих компаний попытаются масштабироваться за счет интеграции с компаниями-разработчиками корпоративного программного обеспечения (в мире IBM, SAP и Oracle), по сути, используя ДЗЗ для питания продуктов в фоновом режиме.

Прикладные применения (Application), которое в основном также включает компании, которые идут «сначала вглубь» в рамках определенной вертикали, но самая большая разница заключается в том, что они сосредоточены на «решении проблемы», в которой ДЗЗ может играть или не играть заметную роль. Таким образом, я считаю, что эти компании находятся за пределами сферы ДЗЗ — подобно тому, как Uber, Deliveroo и Airbnb находятся за пределами сферы космической отрасли, даже если они используют космические технологии в своих продуктах. Весьма вероятно, что эти компании финансируются некосмическими вертикальными инвесторами, что дает им стратегическое преимущество перед другими слоями в открытии рынка конечных пользователей. Учитывая, что эти компании пытаются использовать подход «сначала проблемы», а не подход «сначала ДЗЗ», они с большей вероятностью найдут масштабируемую бизнес-модель на основе SaaS, особенно если они работают над проблемой на большом адресуемом рынке. Я полагаю, что компании в «Insights»перейдут в «Application», как только они определят, что продукт соответствует рынку с масштабируемым решением — что, я считаю, более вероятно, когда ДЗЗ считается просто еще одним источником данных, и внимание сосредоточено на решении проблемы.

Моя острая точка зрения: Вертикализация в ДЗЗ

«Острая точка зрения — это точка зрения, с которой другие могут не согласиться. Это убеждение, к которому вы твердо относитесь и которое готовы отстаивать. Это ваша диссертация по темам в вашей области знаний». - Уэс Као.

Моя острая точка зрения заключается в том, что будущее ДЗЗ будет «вертикальным» — это означает, что компании сосредоточатся на развитии возможностей для решения проблемы в рамках конкретной вертикали, а не на предоставлении многоцелевых данных, способных решать различные проблемы в разных отраслях и вариантах использования. В конце концов, это может быть не так уж уникально, поскольку именно это произошло в мире программного обеспечения — горизонтальное SaaS и вертикальное SaaS. Тем не менее, я считаю, что многомиллиардный рынок* ДЗЗ можно разблокировать только за счет вертикализации, хотя и при значительной поддержке со стороны горизонтальных ДЗЗ-компаний — в конце концов, именно они предоставляют фундаментальные, многоцелевые данные об ДЗЗ, которые затем могут быть объединены с вертикальными данными ДЗЗ для создания масштабируемых решений для решения конкретных проблем.

Я выделил на рисунке ниже несколько примеров по вертикалям, чтобы пояснить свою точку зрения. Исторически сложилось так, что в ДЗЗ была только одна вертикаль интереса - оборона и разведка. Но это меняется, и я (опять же, бесстыдно) предсказываю, что компании будут еще больше вертикализоваться, то есть идти дальше «сначала вглубь». Нынешние «горизонтальные геологоразведочные компании» уже продемонстрировали некоторые перспективы в вертикализации — Planet решила диверсифицироваться в направлении создания радарных спутников, Iceye заключила стратегическое партнерство со Swiss Re (крупнейшей швейцарской страховой компанией). У вас также есть компании, не входящие в сферу ДЗЗ, которые вступают в ДЗЗ, чтобы заполнить свои пробелы в данных или создать решения на основе ДЗЗ для своей конкретной вертикали / домена. Некоторые примеры — Tomorrow.io (ранее Climacell), метеорологическая компания, решившая построить спутники ДЗЗ для улучшения своих услуг, и аналогичный случай с ClimaVision. AXA создает AXA Climate, чтобы предлагать параметрическое страхование на основе информации из данных ДЗЗ. Еще много примеров на рисунке.
И в заключение

В этой статье я попытался обобщить некоторые мысли и идеи, которые я накопил за эти годы. Пожалуйста, не воспринимайте эту статью как рекомендацию по инвестированию. Я независимый консультант в космической сфере и зарабатываю на жизнь, в основном, консультируя космические агентства, стартапы и инвесторов. Итак, я был бы рад поработать над конкретными вопросами, которые могут у вас возникнуть.

Если вам понравилась эта статья или вы нашли ее полезной, пожалуйста, поделитесь ею. Со временем я понял, что распространение информации так же важно (или даже важнее), чем содержание.

«Отличный пост в блоге, который никто не видит, — это отличный продукт с ужасным распространением. И наоборот, действительно глупая статья или что-то в этом роде, то есть фрагмент контента, который находится в ленте, которую видят миллионы, — это ужасный продукт с большим распространением», — Баладжи Шринивасан.
16 февраля / 2022